Советы логопеда

«Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ)

Уважаемые родители!

Если ваш ребенок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом. Даже самые незначительные отклонения в развитии речи дошкольника нужно успеть заметить и преодолеть до начала обучения в школе. Как определить насколько высока речевая готовность к школе у Вашего ребенка?

Правильность произношения. Дефекты звукопроизношения обычно отражаются на письме. До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки.Если к 5 годам ребенок не освоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые – мягко, обязательно надо обратиться к логопеду. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную «проблему» желательно разрешить в том же пятилетнем возрасте, за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.

Речевой (фонематический) слух. Умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

Словарный запас ребенка. От 3000 до 7000 слов. (нижний предел 2000, высший предел — до 10 000). В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

Грамматика родного языка. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.

Владение связной речью. Связная речь — это развернутые высказывания, которые позволяют четко и последовательно выражать ребенку свои мысли и чувства. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Взаимодействие детского сада, школы и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития ребенка. Помощь родителей принесёт неоценимую пользу для речевого развития малыша! Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда.

Уважаемые папы и мамы!

Скоро  в  школу!  Седьмой  год жизни   -  ответственный  и  трудный.

Вы,  конечно,  беспокоитесь:  справится  ли  ваш  малыш  со  всеми  трудностями.  А  ведь  это  во  многом  зависит  от  вас,  дорогие  родители.  Семья - это  тыл  за  спиной  ребёнка.  Хотите,  чтобы  ребёнок  хорошо  учился,  да  при  этом  был  бодр,  весел  и  здоров,  -  помогите  ему!  Подготовка  к  школе - это  не  только  обучение грамоте  или  счёту.  Потребуется  заранее  немало  усилий  -  зато  и  результат  порадует  вас!

В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

-правильно произносить все звуки языка;

-выделять первый и последний звук в слове;

-разделять слово на слоги;

-определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

-придумывать слова на заданный звук;

-сливать два названных звука в слог: М+А=МА;

-повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА

-определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

-насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал.  В  словаре  6-7-летнего  ребёнка  должно  быть  около  2000  слов,  причём  среди  них  представлены  все  части  речи.  Если  вы  хотите,  чтобы  речь  вашего  ребёнка  отвечала  возрастной  норме, а  словарь  был  достаточно  богатым,  старайтесь,  во-первых,  сами  говорить  правильно,  во-вторых,  больше  времени  находить  для  общения  с  ребёнком,  а  в-третьих,  заниматься  с  ним.

-насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

-что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

-сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

-может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».

Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.

Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.

Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.

В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

Часто  обучение  письму  вызывает  у  детей  наибольшие  трудности,  проблемы.    Для  того    чтобы  избежать проблемы,  нужно  решить  вопрос  с  готовностью  к  письму  непосредственно  руки.  Прежде  всего, надо  запастись  пластилином  для  лепки  -  лепка  замечательно  воздействует  на    мелкую  моторику.  Такие  упражнения,  как  застёгивать  и  расстёгивать  пуговицы,  пришивать  их,  пытаться  оторвать  (но  только без  ущерба  для  одежды,  на  специальном  материале).  Полезно  развязывание  узелков  на  шнурках,  раскрашивание,  рисование  (фломастеры  не  рекомендуются),  графические  упражнения  (штриховка), нанизывание  бус, бисероплетение,  собирание  пазлов,  мозаики.

Особенно  внимательными  нужно  быть  к  тонкой  моторике  в  том  случае,  если  у  ребёнка  недостаточно  развита  речь.  Уровень  развития  речи  и  качество  моторики  взаимосвязаны. Любые  упражнения  для тренировки  тонкой  моторики  стимулируют  развитие  речи!