Арт-терапия и «игра» в песок
Советы школьного психолога
В последнее время все популярнее становятся занятия, которые психологи называют арт-терапией.
Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на создании творческих продуктов: рисунков, скульптур и т. д.
- Арт-терапия связана с использованием в работе разнообразных изобразительных материалов и средств визуальной пластической экспрессии с целью выражения с их помощью содержаний внутреннего мира клиента.
- Работа с изобразительными материалами различными средствами визуальной, пластической экспрессии протекает в определенных условиях (кабинет психолога, художественные студии), которые помогают создать у клиента ощущение безопасности и способствуют свободному выражению содержаний внутреннего мирa.
Песо́чная терапи́я — один из методов арт-терапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне. Игра с песком даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я , восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Песок – прекрасный материал для арт-терапии, который подходит для работы с детьми, подростками и взрослыми. Можно использовать сухой песок, который приятен на ощупь, или кинестетический, из которого можно лепить, строить, конструировать тоннели и мосты. Подростки любят закапывать в песок предметы, разрезать утрамбованный песок на ровные куски. Психологи используют песочницу с предметами, которые называют «живым» материалами, отражающими реальную жизнь, а также формочки, позволяющие лепить предметы, на которые проецируются эмоционально значимые образы. Используют и игрушки, имеющие символический смысл. Сцены, изображаемые в песочнице, рассматриваются как более значимые, чем сновидения.
Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях, благодаря ему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт, при работе с жестким песком снижается уровень агрессии, повышается уверенность в себе. Сухой песок позволяет расслабиться. У детей и подростков улучшается концентрация внимания, при работе в группе формируются коммуникативные навыки, умения конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации. «Играющие» могут воздвигнуть на песке свое собственное миниатюрное изображение мира и многое рассказать о себе без слов.
После 30-40 минут занятий у детей и взрослых стабилизируется эмоциональное состояние, улучшается настроение, после уроков игра в песок позволяет школьникам быстро отдохнуть и подготовиться к выполнению домашнего задания.