В современном динамически развивающем мире, иногда не хватает информации, навыков, а иногда и терпения, чтобы найти общий язык с собственным ребенком. И многие родители сталкиваются с трудностями в воспитании.
Что делать, когда ребенок не выполняет требования? Нужно ли наказывать детей и как? Должны ли быть какие-то правила и требования для детей?
Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого.
Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Правила (ограничения, требования, запреты) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от крайности — воспитания в духе жесткого авторитарного стиля общения.
Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей, но это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия — все равно, что пытаться перегородить полноводную реку.
Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка — третье. Чтобы такого не случалось, правила должны быть обязательно согласованны взрослыми между собой, прежде всего.
Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно‑разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. Объяснение должно быть коротким, и повторяться один раз.
Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон ваших взаимоотношений.
Чтобы ребенок был в гармонии с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно подкреплять его самооценку, соблюдая некоторые рекомендации:
1. Безусловно принимайте ребенка — значит любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть.
2. Активно слушайте его переживания, и потребности - значит «возвращайте» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
3. Проводите время (читать, играть, заниматься) вместе – так как любая совместная деятельность родителя с ребенком сближает и помогает устанавливать еще более доверительные отношения.
4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно справишься!»
5. Помогайте, когда просит - если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом: А). Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. Б). По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
6. Поддерживайте успехи – детям необходимо, чтобы в них верили родители, так как его вера в себя и самооценка будет неуклонно расти.
7. Делитесь своими чувствами (доверяйте) - если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
8. Конструктивно разрешайте конфликты – когдавыигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок.
9. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть.
10. Обнимайте не менее 4‑х, а лучше по 8 раз в день - объятия, дарят радость и чувство защищенности.